Stereophile лучшие музыкальные записи 2014 часть I

Stereophile_logoВсе аудиофилы, так или иначе, вовлечены в войну форматов. Бесспорно, каждый из форматов имеет свои плюсы и минусы. Мы не будем отстаивать какой-то один из них. Мы представим вам список лучших композиций всех времен 2014, по мнению наших редакторов (в англ. версии названия фигурирует выражение «Записи, ради которых можно умереть»).

Stereophile records 2 die 4

Уважаемые редакторы уважаемого журнала представят лучшие записи из своих коллекций. Широта стилей не оставит равнодушным никого из читателей. Раскрывая для нас свои любимые записи, наши редакторы опосредованно раскрывают нам свои души. Для кого-то список записей покажется неожиданным и необычным. Забегая вперед скажу, что среди лучших есть и Black Sabbat, и Бах, и smooth jazz. Мы хотели, что бы после прочтения вы еще раз заглянули в ваш любимый музыкальный магазин в поисках тех, записей, которые предложили наши редакторы. Итак: Лучшие музыкальные записи 2014.

Примечание: Если запись уже попадала в список лучших записей, то мы указываем номер журнала, в котором это было. Например “(XXXV-12)” значит, что запись была упомянута в Vol.35 N.12 (декабрь 2012).

DAVID R. ADLER

Joe Pass: Virtuoso 4

Joe Pass: Virtuoso 4
Joe Pass, acoustic guitar
Pablo 2640-102 (2 LPs). 1983. Norman Granz, prod.; Dennis Sands, eng. AAA. TT: 82:92

Это была первая джазовая запись, которую я купил. Двойной альбом, на котором записана гитара без аккомпанемента. Список треков состоял из, так называемых, «стандартов». Когда я услышал медитативное рубато в композиции “Lush Life”, я не был уверен, что это джаз. На самом деле это был Billy Strayhorn, у которого я научился многому в современной тональной палитре. Но Пасс, для меня это и Bebop 101, с его аккордовой мелодической концепцией и плотной басовой линией, полной спонтанности и свинга. У меня были все четыре альбома из серии Virtuoso (я не знал, что они были записано в 1973, за десять лет до выхода).

Gerald Cleaver: Adjust

Gerald Cleaver: Adjust
Gerald Cleaver, drums; Andrew Bishop, clarinet, soprano & tenor saxophone; Mat Maneri, viola; Ben Monder, guitar; Craig Taborn, organ, keyboards; Reid Anderson, electric & acoustic bass
Fresh Sound New Talent 112 (CD). 2001. Gerald Cleaver, prod.; Danny Blume, eng. DDD. TT: 55:03

Барабанщик-композитор из Детройта, переехавший в Нью-Йорк, где вышел его дебютный альбом Adust, который ознаменовал собой новый период экстраординарного креатива на джазовой сцене. Это особое сочетание музыкантов и тембров даже сегодня звучит свежо и необычно. В звучании есть нечто почти психоделическое в стиле Mahavishnu. Искаженная скрипка, кричащая гитара и вкрадчивый орган – сердце композиции. Однако эстетика Cleaver выходит за пределы стиля фьюжн. Камерное звучание, сложная гармония и «жирное» звучание делают альбом Adjust современным бриллиантом, определившим звучание целого десятилетия.

JOHN ATKINSON

Mahler: Symphony 4 Debussy: Prélude l'àprès-midi d'un faune

Mahler: Symphony 4
Debussy: Prélude l’àprès-midi d’un faune

Trevor Pinnock, Royal Academy of Music Soloists Ensemble; Sonia Grané, soprano
Linn CKD438 (24/192, 26/96, 16/44.1 ALAC/FLAC files, SACD/CD). 2013. Jonathan Freeman-Attwood, prod.; Philip Hobbs, eng. DDD. TT: 64:38

Густав Малер известен своими симфоническими произведениями для крупных составов, однако большую долю его творчества составляют камерные формы. Однако это несколько иная история, нежели с симфониями Брукнера (Bruckner). Возможно вы слышали его Симфонию №4, под управлением Эрвина Штейна (Erwin Stein) для 14-и инструментов и сопрано, которая была представлена в узком кругу слушателей в январе 1921г. Да, текстура произведения линейна, но чистота линии и музыкальная прозрачность, с фортепиано и фисгармонией навевает нечто венское, делая оригинальную версию самой интимной из произведений Малера, звучащей несколько преувеличенно. Особая деликатность, с которой начинает звучать скрипичное соло в начале и в конце первой части, завораживает. Изюминкой является третья часть, когда начинается соло виолончели, скрипки, гобоя, подхватывающего томную линию, которую обрывает контрабас, навевая воспоминания о предвоенной ситуации в мире. Звучание Дебюсси (Debussy) в интерпретации Benno Sach, которое похоже на звучание Introduction and Allegro Равеля (Ravel) выглядит более убедительно, чем Малер (Mahler) при первом прослушивании, но довольно приятно. Качество записи стандартное для Philip Hobbs. Звучание очень «близкое», но без перехода в агрессивность.

Beethoven: Violin Sonata 10 in G, Op.96 Enescu: Violin Sonata 3, Op.25 (In Romanian Style)

Beethoven: Violin Sonata 10 in G, Op.96
Enescu: Violin Sonata 3, Op.25 (In Romanian Style)

David Abel, violin; Julie Steinberg, piano
Wilson Audiophile W-8315 (LP, 24/88.2 or 24/176 download, FLAC, ALAC, AIFF, WAV [hi-rez], MP3 [16/44.1 only]). 1983/2013. David Wilson, prod., eng.; Bruce Leek, LP mastering; Bruce Brown, digital remastering. AAA/AAD. TT: 52:43

Я уже включал эту запись в число лучших в самой первой подборке в январе 1991г. Пластинка записана основателем и президентом компании Wilson Audio – Девидом Вилсоном (David Wilson) при помощи модифицированного бабинного магнитофона ReVox A77 и пары всенаправленных микрофонов Schoeps. Ремастеринг этой записи в 2013-м году стал причиной того, что она снова попала в список лучших. В рецензии J.GordonHolt в феврале 1984-го писал: «это настоящая аудиофильская запись без акцентов в нижнем регистре, без компрессии и клипирования». Запись «звучит так целостно и обезоруживающе естественно, что после 30-и минут прослушивания вы уже забываете о том, что слушаете фонограмму». Мне нечего добавить. И скрипка Гварнери 1719 года в руках David Abel, и Hamburg Steinway во власти Julie Steinberg записаны с невероятной тональной точностью, которую дополняет теплота и интимность зала Mills College Concert Hall. Звучание целостное. Взаимодействие скрипки и рояля у раннего Бетховена (Beethoven) удивляет, они обмениваются мелодическими фрагментами между собой почти на телепатическом уровне. Интервью с Девидом Вилсоном (David Wilson) о том, как он делает свои записи, вы можете найти по ссылке (VII-2).

ROBERT BAIRD

Как невидимые полчища летающих насекомых, вооруженных иглами для пластинок, молодые меломаны и меломаны постарше возвращаются к корням. Они роются на раскладках в поисках дисков, тролят eBay и нежатся в потоке высококачественных переизданий аудиофильских лейблов: Mobile Fidelity, Friday Music, Sundazed, Audio Fidelity and Analogue Productions. Я сфокусируюсь на трех европейских: Pure Pleasure (UK), Speakers Corner (Germany), and Music on Vinyl (Netherlands).

Ike & Tina: Feel Good

Ike & Tina: Feel Good
United Artists/Pure Pleasure PPAN UAS5598 (180gm LP). 1972/2013. Ike Turner, prod., eng.; Gerhard Augustin, prod.; Barry Keene, Jim Saunders, engs. AAA. TT: 25:76

FeelGoodэто наверное самый фанковый альбом от Ike & Tina. И если название не убеждает вас, то послушайте вокал Тины в композиции “Kay Got Laid (Joe Got Paid)” и гитарное соло в “Feel Good”. Это один сплошной грув от начала и до конца. Все треки не длиннее 3:30, и, Тина написала все, за исключением микса Beatles “She Came in Through the Bathroom Window.” Контраст передней обложки, где Тина в коротком платье, и задней темной обложкой, на которой изображен Ike, по большому счету отражают то, что происходило в их личной жизни. Эта запись звучит грязновато и приглушенно, но на этом издании меньше низкочастотного гула, и более чистый высокочастотный диапазон. На композиции “You Better Think of Something” слышны детали, которые я не слышал ранее.

Earth, Wind & Fire: That's the Way of the World

Earth, Wind & Fire: That’s the Way of the World
Columbia/Speakers Corner PC33280 (180gm LP). 1975/2013. Maurice White, Charles Stepney, prods.; George Massenburg, eng. AAA. TT: 34:75

Maurice и Verdine White, ккоторымприсоединился Philip Bailey – вокальное трио Earth Wind & Fire стали известны в 1975-м. Композиция “Reasons” Bailey и, открывающая альбом, композиция “shining Star”, дополнены вокалом Maurice White. Звучание получилось удачным благодаря натренированным ушам инженера записи – George Massenburg.

John Hiatt: Bring the Family

John Hiatt: Bring the Family
A&M/Music on Vinyl MOVLP786 (180gm LP). 1987/2013. John Chelew, prod.; Larry Hirsch, eng.; Joe Schiff, asst. eng. AAA. TT: 44:06

И наконец от Music on Vinyl – издание лейбла, выпуски которого бывает сложно найти в Соединенных штатах, роскошное переиздание альбома Bring the Family от John Hiatt. На этом альбоме, Hiatt наконец-то выступил как исполнитель собственных песен. В записи альбома также принимали участие Nick Lowe, Jim Keltner и Ry Cooder! Напервойсторонепластинки “Memphis in the Meantime”, “Thing Called Love”, and “Have a Little Faith in Me”. Навторой – одинизсоциальныхманифестов – “Your Dad Did”. Запись всегда звучала отлично. Завораживающая тишина, контрастирует с голосом и Hiatt и гитарой Coder в композиции “Alone in the Dark”. Новое издание обладает еще более высоким качеством звучания и детальности. (XI-5, XVII-11, XVIII-3)

LARRY BIRNBAUM

Various Artists: Lost Sounds: Blacks and the Birth of the Recording Industry 1891–1922

Various Artists: Lost Sounds: Blacks and the Birth of the Recording Industry 1891–1922
Archeophone ARCH 1005 (2 mono CDs). 1891–1922/2005. Richard Martin, prod., remastering; Meagan Hennessey, remastering. AAD. TT: 2:34:06

Это дополнение к книге Тима Брукса (Tim Brooks) с одноименным названием, представляющей начало эры звукозаписи, было практически забыто. Возможно из-за того, что книга изобилует расовыми стереотипами. Альбом представляет собой двойник, разделенный на четыре части. Первая часть состоит из первых записей чернокожего свистящего и смеющегося George W. Johnson. Вторая часть включает в себя музыкальные записи и речевки. Третья часть в основном состоит из регтаймов и блюзовых мелодий в исполнении Wilbur Sweatman, Ford Dabney, and James Reese Europe. Записи потрясающие, но самая интересная часть – вокальная. Там есть такие записи как “Little David Playon Your Harp/Shout All Over God’s Heaven,” в исполнении Fisk University Jubilee Quartet.

Roscoe Mitchell Sextet: Sound
Roscoe Mitchell, alto saxophone, clarinet, recorder, etc.; Maurice McIntyre, tenor saxophone; Lester Bowie, trumpet, flugelhorn, harmonica; Lester Lashley, trombone, cello; Malachi Favors, bass; Alvin Fielder, drums
Delmark DE-408 (CD). 1966/1996. Bob Koester, prod.; Steve Wagner, eng. ADD. TT: 67:40

Первыйдискиотчленов Chicago’s Association for the Advancement of Creative Musicians (AACM – Чикагская ассоциация творческих музыкантов). Sound – это классика авангардного джаза. На первый взгляд, кажется, что это случайный набор странных шумов, но спустя какое-то время начинаешь чувствовать, что это композиционно продуманная гармония из логических импровизаций. Заглавный трек на оригинальном диске, названый в честь тембров инструментов, поделен на две части, обе из которых вошли в CD. Сравнивая два варианта исполнения, можно точнее понять структуру. Каждый может легко определить элегическую тему, сыгранную в примитивном ключе – визги, скрипы, шумы, которая остается понятной даже не смотря на абстрактность.

Ссылка на Stereophile лучшие музыкальные записи 2014 часть II

Ссылка на Stereophile лучшие музыкальные записи 2014 часть III