Моноблоки Aleph 60 вряд ли станут победителями на конкурсе красоты. Это черные кубы, окруженные радиаторами. Единственный индикатор – синий светодиод. Этот пенсионер далек от тех усилителей, которые вы можете купить у Pass Labs сегодня. Ближайший конкурент в текущем модельном ряду – великолепные моноблоки XA60.5. Оба усилителя имеют выходную мощность 60 Вт на канал в классе А на 8 Ом.
Интернет форумы пестрят сообщениями, в которых пользователи обвиняют High End производителей в удорожании усилителей из-за красивого внешнего вида. «Я не хочу платить за это. Я просто хочу хорошего звука – и я хочу получить его за разумную сумму денег». Что же, мистер Скряга, тогда Pass Aleph 60 – это идеальный выбор для вас.
Честно говоря, я не помню ни одного человека, который бы сделал больше в исследовании твердотельных усилителей, чем Нельсон Пасс (Nelson Pass). Со времен Threshold Corporation, начиная с 1970 года, он постоянно усовершенствовал транзисторные усилители. Threshold была одной из первых (а может быть и первой) компаний, которые начали выпускать транзисторные усилители High End класса. Компания быстро поднялась на вершину с транзисторными усилителями в классе А, такими как 400А. В тоже время было зарегистрировано несколько патентов на уникальную схемотехнику. Усилители Threshold были качественно собраны, выглядели отлично и звучали великолепно.
После ухода Пасса из компании Threshold, он переосмыслил схемотехнику, и это были первые шаги к Pass Labs. В 1991 году компания Pass Labs произвела первый продукт – Aleph 0. Эта и последующие модели Aleph странно выглядели, однако выиграли много тестов и получили признание меломанов за их выдающееся качество звука. В 90-е я часто видел эти усилители в High End салонах.
Aleph 60 это однотактный транзисторный усилитель в классе А. Схемотехника потрясает своей необычностью. Выходной каскад построен по запатентованной схемотехнике, и состоит всего из двух каскадов. Обычный транзисторный усилитель имеет четыре – пять каскадов. Помните, что каждый каскад вносит свой вклад в звучание. В усилителе нет никаких подстроек, ни тока покоя, ни «нуля». Блок питания мощностью 600 Вт. Суммарная емкость конденсаторов в выпрямителе 120 000 мкФ. Отличный надежный усилитель! И, для своих габаритов, достаточно тяжелый.
Инсталлировать Aleph 60 достаточно легко. На задней панели находится сетевой разъем, переключатель питания, набор акустических клемм, RCA и XLR входы. Во время прослушивания я использовал балансное подключение.
Одно предостережение – усилитель очень греется! Ему нужно обеспечить хорошую вентиляцию.
После часового прогрева, я поставил свою стандартную подборку. Звучание значительно меняется после прогрева.
Каждая композиция, которую я слушал, звучала гармонически насыщенно и богато, напоминая мне звучание лучших ламповых усилителей. Тем не менее, есть особый низкочастотный регистр, который я называю «грязным басом», с которым не справляется ни один ламповый усилитель. У Aleph 60 по-ламповому, отличные средние частоты, но более быстрые и четкие. Высокочастотный диапазон мягкий и наполнен деталями.
Все мои записи звучали отлично с большим количеством воздуха и пространства, и, в то же время, с отличным басом и высокими. Звук такой, что вам не хочется его анализировать, а хочется притопывать и прихлопывать в такт.
Я большой поклонник прога и фьюжна. В это звуковое море я и отправился. Первой был DVD-Audio диск альбома Red King Crimson. Это было лучшее прочтение шедевра. При помощи Aleph 60, я слышал уникально настроенный динамичный малый барабан Била Брафорда (Bill Bruford). На живой записи “Providence”, звук бас-гитары Джона Уэттона (John Wetton) захватывающе натурален. То же самое касается и дебютного альбома Emerson, Lake & Palmer. Большой, сочный орган Hammond ощущается во всей величественной полноте.
Я большой фан группы moe., и я с удовольствием насладился звучанием их альбома The Conch. На композиции “Wind It Up”, есть перекличка двух гитарных соло, в которых слышны не только разницы в стиле игры, а и мельчайшие отличия в звучании.
Один из самых недооцененных гитаристов современности – Дерек Тракс (Derek Trucks). И я, честно говоря, не знаю почему. Я довольно долго слежу за его творчеством, и он все лучше и лучше. Мой любимый альбом – Songlines – замечательный сборник отличных композиций. Я не могу сказать, что это одна из лучших записей по качеству, но Aleph 60 воспроизводит только музыку, без лишних артефактов. Каждая басовая нота, каждый звук тарелки и каждое гитарное стаккато – звучат прекрасно.
Я закончил свое просушивание с новым переизданием пластинки Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard) Red Clay. Это была порция настоящего аналогового звука. Композиция “Delphia” никогда не звучала так хорошо. Мне особенно понравилось, как звучат тарелки Ленни Вайта (Lenny White) – сладко и детально.
Дальше был альбом Рори Галахера (Rory Gallagher), первый после его пребывания в группе Taste. С этим альбомом усилителю пришлось поднапрячься. Я впервые (и в последний раз) увидел как моргал светодиод перегрузки. Но перегрузка здесь была похожа на мягкое ламповое ограничение.
Чувствительность моей акустики 90 дБ. У меня большая комната. В этом помещении возможностей усилителя Pass Aleph 60 хватало в 95% случаев. Однако, если вы обладатель низкочувствительной (84 – 87 дБ) акустики, у вас большое помещение, и вы любите слушать музыку громко, то я рекомендую устроить тестовые прослушивания перед покупкой усилителя.
Этот обзор может показаться несколько не аудиофильским. По правде говоря, так и есть. Я не уделял много времени каждому нюансу звучания, потому, что общее звучание на столько целостное, что ты забываешь обо всем.
Иногда случается встретить нечто уникальное. Pass Aleph 60 из того числа. Да, ему не выиграть конкурс красоты, но его звук прекрасен.