ELAC FS 509 VX-JET обзор Hi-Fi Plus

ELAC logo   Флагман в линейке продук­тов немецкой компании ELAC – акустическая система FS 590 VX-JET.  В ней сосредоточены все фирменные технологии: ленточ­ные излучатели Хейла, мембраны низкочастотных динамиков сделанные по технологии XR-cone, коаксиальный средне-высокочастотный модуль VX-JET. Акустика выглядит как произ­ведение искусства.Elac-FS-509-VX-JET-red-web

   Высокие, уточненные и идеально лакированные акустические системы. Четыре полосы, построенные на динамиках собственной разработки с фазоинвертором, направленным вниз. Диффузоры (исключая золотистый JET-5 твитер) также выполнены в черном цвете. Вкра­пления серебристого цвета есть на ножках и на регуляторе положения VX-JET динамика.

   VX-JET система механически соединена с регулятором, расположенном на задней стенке акустической системы. Вращение этого регу­лятора, по часовой стрелке или против, позволяет производить тонкую фазовую подстройку. При этом можно добиться желаемой ширины и глубины звуковой сцены в точке прослуши­вания. Возможно самым важным моментом является то, что регулировкой можно влиять и на уровень комнатных звуковых отражений. Метод работает великолепно, но помните о двух вещах. Первое – для настройки вам потребуется помощник. Это упростит процесс регулировки и сделает результат слышимым отчетливее, так как вам не нужно будет вставать с места, регулиро­вать, садиться и слушать снова. Вы просто будете сидеть и наблюдать то, как меняется звуковая картина. Второе – вы не сможете исправить ситуацию в случае неудачной инсталляции. Ото­двиньте акустику от задних и боковых стен. Немного поверните акустику в сторону  слуша­теля. И только после этого начинайте регулировку VX-JET системы.

   Динамические головки остальных полос также произведены на фабрике ELAC. Лен­точный высокочастотный JET 5 твитер окружен кольцевым среднечастотным излучателем, выполненным по технологии AS-XR. Центры излучателей находятся в одной точке и это соз­дает практически идеальный точечный источник звука. Ниже находится второй среднечас­тотник диаметром 180мм также выполненный по технологии AS-XR. Поддержка в низкочас­тотном диапазоне осуществляется при помощи пары басовиков диаметром 220мм. Низко­частотные диффузоры также выполнены по слоеной AS-XR технологии.

   Все эти динамические головки посажены в алюминиевые корзины, которые имеют максимальную жесткость при минимально возможном весе. ЧастОты раздела – очень важны для любой акустической системы, а в 4-полосной системе тем более. Здесь это 120Гц, 600Гц и 2800Гц.

   В итоге получаем классический звук ELAC – очень быстрый, без каких-либо ограничений по амплитуде и невероятно детальный. Иногда можно сказать, что даже слишком детальный. Потому, что во многих акустических системах ELAC детальность граничит с яркостью. Говоря откровенно, не бывает плохой акустики с шильдиком ELAC, иногда правда нужно немного усилий для того, чтобы услышать это.

   С 509-ми никаких усилий не нужно. Хочу так же заметить, что эти акустические системы не лучший партнер для ярко звучащих компонентов. Потому, что их звук очень чистый и невероятно достоверный, особенно в высокочастотном и голосовом диапазоне. Для FS 509 VX-JET рекомендую использовать ламповый усилитель. С чувствительностью 89дБ и импедансом 4Ом они прекрасно подойдут к любому мощному двухтактному ламповому усилителю. Например, теплота Dynaco AA34 отлично подойдет для ELAC.

Elac-FS-509-VX-JET-black-web   Если кратко описать звук 509-х, то можно сказать, что он – «настоящий». В нем нет побочных резонансов или провалов, нет призвуков или ограничений. Это значит, что вы в достоверной точности услышите реверберацию и объем того помещения, в котором происходила запись. Это та точность, которой жаждут множество аудиофилов. Однако тем, кто ищет «сладкого» звука, излишняя точность может быть не по вкусу.

   Было интересно, и логично, сравнить звучание ELAC с Reference 3a Veena Mk II (http://www.reference3a.com/) которые были доступны в тоже время. Логично с той точки зрения, что Reference 3a представляет собой полную противоположность FS 509. В отличие от фотографической точности, присущей 509-м, Veena MkII создают романтическую живописную интерпретацию.

   Альбом Fabric от Four Tet, который случайно оказался под рукой, отлично звучит на громких клубных системах. В тоже время многие Hi-Fi системы, преподносят его несколько не ровно. Elac FS 509 VX-JET отыгрывают этот альбом с легкостью. Все благодаря общему точному характеру звука и, особенно в низкочастотном регистре. Переходя к Нельсон-мессе Гайдна (классическая запись фирмы Декка (Decca) 1962 года с участием сера Дэвида Вилкокса (Sir David Willcocks) и хора Королевского колледжа из Кембриджа (Kings College, Cambridge Choir)) и далее к хоровому квартету Гиллиард ансамбль (Hilliard Ensemble) FS 509 с успехом показали всю свою точность, достоверность и универсальность.

   Благодаря чистому, утонченному звуку 509-х можно производить анализ качества записи фонограмм. На хороших записях это увлекательное занятие, которое позволяет почувствовать себя в комнате студии звукозаписи. Однако если запись была сделана кем-то при помощи «топора»: при помощи плохих микрофонов, с сильной компрессией, реверберацией или эквализацией, или даже просто с неудачным панорамированием, то все недостатки будут слышны слишком явно. Если бы индустрия звукозаписи использовала FS 509 VX-JET в качестве контрольной акустики, то мы получили бы тысячи хорошо звучащих дисков.

   Еще один момент, который хочу отметить это динамический диапазон 509-х. Они с легкостью могут переварить практически любую мощность и с той же легкостью воспроизвести даже самые высокие уровни громкости, не теряя при этом чистоты и естественности звука. Если усилитель обладает звучанием соответствующего класса, то единственным ограничителем динамического диапазона станут ваши уши.

   Я думаю, что ELAC не совсем верно называет предназначение VX-JET-настройки. Это не подстройка тонального баланса, и не переключатель «студия-дом». На самом деле это гениальное изобретение позволяющее сделать инсталляцию легкой и простой. Расположите акустические системы на расстоянии не менее чем в метре от задней и боковых стен, и на дальнейшую настройку вам потребуется не более минуты. Включите качественную акапельную запись красивого женского вокала, сделайте комфортный уровень громкости, сядьте в кресло, попросите помощника или помощницу медленно регулировать VX-JET модули до тех пор, пока звуковой образ не обретет точную локализацию.

   Отдельного упоминания заслуживает нижний регистр. Он четкий и собранный, благодаря нижнему расположению фазоинвертора, работающего совместно с горизонтальной платформой-подставкой. Габариты акустики говорят о том, что для нее нужно помещение с размерами больше среднего. Однако, при необходимости, и небольшие помещения не станут помехой для того, чтобы 509-а раскрыли все свои таланты.

 Elac-FS-509-VX-JET-black-front-web   ELAC FS 509 VX-JET – бескомпромиссные акустические системы. Редкое сочетание дизайна и прекрасного звучания. Всеядные в самом широком смысле, они определенно не станут слабым звеном вашей аудиосистемы. Если музыканты и звукорежиссер были мастерами своего дела, то запись будет звучать бесподобно, и не важно звучит ли музыка, которая была написана для церковного исполнения тысячу лет назад или записанная в туровом автобусе на прошлой неделе. Другими словами – очень рекомендую!

   Технические характеристики:

тип: напольная 4-полосная акустическая система

Динамики:

ВЧ JET 5 AMT,

СЧ 50/105mm AS-XR кольцевой излучатель + 180mm AS-XR

НЧ 2x 220mm AS-XR

Частоты раздела: 120Гц, 600Гц,  2.8кГц

Частотный диапазон: 24Гц-50000Гц

Чувствительность: 89дБ

Номинальный импеданс: 4 Ома

Минимальный импеданс: 3.1 Ом на частоте 75Гц

Габариты (ВхШхГ): 1373x330x466см

Вес: 57.2кг

Цена: $20045 (пара)

Производство: ELAC в Германии

URL: www.elac.com

Автор: Алан Сирком (Alan Sircom)

13 сентября 2013

Перевод: Константин Рахманов